пятница, 15 марта 2013 г.

Антиурбанистическая мечта Райта



Антиурбанистическая мечта Райта — плод сознания, типичного для XIX столе­тия, в котором прошлое рисуется как неч­то адекватное настоящему, и настоящее— не более чем отступление от того идеа­ла, который уже был реальностью в прошлом. Но идеал, как приписываемый Райтом ушедшему «золотому веку», так и лежащий в основе его утопических представлений о будущем, выведен им из стереотипов массового сознания со­временной ему Америки, из привитого ей мифа пригородной идиллии.

 Концепция и художественное мастерство Райта были слишком индивидуаль­ны и внутренне противоречивы для того, чтобы он мог оставить прямых последователей.
Однако
он выдвинул принцип архитектуры органичной, то есть целост­ной, неотделимой частью входящей в среду, окружающую человека, экологию красоты. Этот принцип не связан конкретным кодексом правил, но определяет некий идеал, допускающий различные истолкования. До­статочно широко может использоваться и идея непрерывности архитектурного пространства, неизменный стержень его формальных поисков. К богатому твор­ческому опыту Райта благодаря этому могли обращаться приверженцы всех от­ветвлений «новой архитектуры». Райт умер в 1959 году, прожив дол­гую и удивительно богатую творческую жизнь. Каждый видел в наследии Райта прежде всего то, что служило опорой его поискам.
«Новая архитектура»  утвердилась и в США к началу вто­рой мировой войны, причем утвердилась без драматических перипетий, которые развертывались в свое время в архитектуре Европы. И если в Старом Свете
функционализм выступал в борьбе с эклектикой и академической рутиной под флагом социальной утопии, то «новая архитектура» Америки оперировала преж­де всего доводами чисто практическими (удобство, экономичность, простота восприятия). Она была принята, как новый стиль, позволяющий более радикаль­но решать некоторые проблемы, чем это возможно в рамках стилей, привычных ранее, и вместе с тем, как стиль, поддержанный авторитетом западноевропей­ской культуры. Как и всем стилям, ранее импортировавшимся в Америку, ей неизменно стремились привить эффектную зрелищность.