Антиурбанистическая мечта Райта — плод сознания, типичного для XIX столетия,
в котором прошлое рисуется как нечто адекватное настоящему, и настоящее— не
более чем отступление от того идеала, который уже был реальностью в прошлом.
Но идеал, как приписываемый Райтом ушедшему «золотому веку», так и лежащий в
основе его утопических представлений о будущем, выведен им из стереотипов
массового сознания современной ему Америки, из привитого ей мифа пригородной
идиллии.
Концепция
и художественное мастерство Райта были слишком индивидуальны и внутренне
противоречивы для того, чтобы он мог оставить прямых последователей.
Однако он выдвинул принцип архитектуры органичной, то есть целостной, неотделимой частью входящей в среду, окружающую человека, экологию красоты. Этот принцип не связан конкретным кодексом правил, но определяет некий идеал, допускающий различные истолкования. Достаточно широко может использоваться и идея непрерывности архитектурного пространства, неизменный стержень его формальных поисков. К богатому творческому опыту Райта благодаря этому могли обращаться приверженцы всех ответвлений «новой архитектуры». Райт умер в 1959 году, прожив долгую и удивительно богатую творческую жизнь. Каждый видел в наследии Райта прежде всего то, что служило опорой его поискам.
«Новая архитектура» утвердилась и в США к началу второй мировой войны, причем утвердилась без драматических перипетий, которые развертывались в свое время в архитектуре Европы. И если в Старом Свете функционализм выступал в борьбе с эклектикой и академической рутиной под флагом социальной утопии, то «новая архитектура» Америки оперировала прежде всего доводами чисто практическими (удобство, экономичность, простота восприятия). Она была принята, как новый стиль, позволяющий более радикально решать некоторые проблемы, чем это возможно в рамках стилей, привычных ранее, и вместе с тем, как стиль, поддержанный авторитетом западноевропейской культуры. Как и всем стилям, ранее импортировавшимся в Америку, ей неизменно стремились привить эффектную зрелищность.
Однако он выдвинул принцип архитектуры органичной, то есть целостной, неотделимой частью входящей в среду, окружающую человека, экологию красоты. Этот принцип не связан конкретным кодексом правил, но определяет некий идеал, допускающий различные истолкования. Достаточно широко может использоваться и идея непрерывности архитектурного пространства, неизменный стержень его формальных поисков. К богатому творческому опыту Райта благодаря этому могли обращаться приверженцы всех ответвлений «новой архитектуры». Райт умер в 1959 году, прожив долгую и удивительно богатую творческую жизнь. Каждый видел в наследии Райта прежде всего то, что служило опорой его поискам.
«Новая архитектура» утвердилась и в США к началу второй мировой войны, причем утвердилась без драматических перипетий, которые развертывались в свое время в архитектуре Европы. И если в Старом Свете функционализм выступал в борьбе с эклектикой и академической рутиной под флагом социальной утопии, то «новая архитектура» Америки оперировала прежде всего доводами чисто практическими (удобство, экономичность, простота восприятия). Она была принята, как новый стиль, позволяющий более радикально решать некоторые проблемы, чем это возможно в рамках стилей, привычных ранее, и вместе с тем, как стиль, поддержанный авторитетом западноевропейской культуры. Как и всем стилям, ранее импортировавшимся в Америку, ей неизменно стремились привить эффектную зрелищность.