воскресенье, 17 марта 2013 г.

Строительство «соборов кинозрелища»



Архитекторы, занимавшиеся строительством «соборов кинозрелища», не бы­ли чужды моралистическим и социальным претензиям. Дж.-Л. Рэпп, спроектиро­вавший «Чикаго-театр» (1921), первый кинодворец в Чикаго, и знаменитый ки­нотеатр-небоскреб «Парамоунт» в Нью-Йорке (1926), прокламировал свои зда­ния как «демократическое убежище для каждого».
Он писал: «Понаблюдайте, как сверкают глаза усталой продавщицы, которая бесшумно спешит по коврам и вздыхает с удовольствием, проходя между вещами, некогда услаждавшими сердца королев. Посмотрите на изнуренного трудом отца семейства, чьи мечты никогда не исполнялись, и вы увидите, что его сердце находит отдых и силы в кинотеатре. Здесь — святилище демократии, которая не покровительствует при­вилегированным. Богатые здесь касаются локтями бедняков».
В «соборе кинозрелища» рядовой потребитель за доступную цену мог испы­тать иллюзию сопричастности магическому миру богатства, о котором говорила поддельная роскошь декорации. Уже перед началом зрелища, в приглушенном свете зала, он переходил из мира реального в мир мечты. Здания кинотеатров, а также духовный театр, имели пышные главные фасады, на которых декорация «в стиле ренессанс» мог­ла быть перемешана с древне кельтскими, индийскими, мавританскими или ин­дейскими орнаментами, с ней соседствовали громадные литеры надписей и яр­кие рекламные стенды. Главный фасад существовал как нечто самоценное в своей двухмерности, как ширма, независимая ни от внутреннего пространства здания, ни от грязноватой будничности других фасадов с их неоштукатуренным кирпичом и переплетением ржавеющих пожарных лестниц.