четверг, 21 марта 2013 г.

Проект Сааринена



 В 1953—1956 годах по проекту Сааринена, который обращался к поиску символической формы, основанной на ассоциациях была построена мистико-романтическая капелла Массачусетского техноло­гического института в Кембридже. Очер­тания интерьера цилиндрической кир­пичной постройки растворяются в зыб­ком мерцании света, отраженного кольцевым водоемом и проникающего через невидимые зрителю проемы.
Трудно было резче заявить о разрыве с рассудоч­ностью Миса, жесткой геометрией его стиля, неоклассическим мифом универ­сальной ценности формы вне зависимости от функции. Но здание это стало отправной точкой перехода к произвольным композиционным схемам и аран­жировке, казалось бы, несовместимых формальных тем.
 Увлечение формообразованием, в котором символические импульсы стали доминирующими, первичными, достигло апогея при проектировании аэровокзала компании «TWA» в Нью-Йоркском аэропорту имени Дж. Кеннеди (1956—1962). Форма, подчиненная чисто литературной ассоциации с птицей, взмахивающей крыльями, — скорее гигантская полая скульптура, приспособленная для исполь­зования, чем архитектура, основанная на единстве формы и функции. Стремле­ние достичь этой ассоциации заставило утяжелить бетонные массивы здания, затиснувшие явно недостаточные пещероподобные пространства.
 Напротив, отсутствие риторики определяет выразительную силу здания аэро­порта Даллеса в Шантийи, Вирджиния, близ Вашингтона (1958—1962). Это великолепное сооружение поражает своей уникальностью, ведь в 1958 не то чтобы не знали как искать информацию в интернете, а его вовсе и не было. Здесь своеобразная организация функции и эстетическое осмысление свойств, присущих избранной конструкции, стали есте­ственной основой символа — обобщен­ного и многозначного. Обширный опе­рационный зал, с покрытием, напоми­нающим тент, рождает чувство легкости, предощущение полета. Контраст его с башней управления, своеобразной паго­дой, отягощенной утрированной пластич­ностью, наиболее спорный среди эффек­тов композиций.