пятница, 29 марта 2013 г.

Небольшой дом мистрис Гэйл в Оук-парке



 В композиции небольшого дома мистрис Гэйл в Оук-парке (1908) преобладает наслоение горизонтальных плоскостей. Балконы и террасы, огражденные глухими парапетами, которые создают резкий переход к внешнему пространству  — кажется, что этот небольшой деревянный дом скомпонован для железобетона в поисках формы, необычной  для этого материала.
Вертикальные пластины, прорезающие горизонтальные «слои», скрывают в себе устройства отопления и вентиляции, активно введенные в систему. Райт здесь предвосхищает на полстолетия эксперименты английских «бруталистов» и Луиса Кана.
Энергичное развитие горизонтальной, стелющейся композиции вдоль одной оси, подсказанное формой узкого участка, отличает дом Роби в Чикаго (1909). Лишь третий этаж , который занимает малую часть площади плана нижних, намечает поперечную ось. Дом, соприкасающийся с шумной магистралью (что заставило перенести на второй этаж его главные помещения), имеет массивные кирпичные пояса стен и террас, над которыми как бы «парят» пласты кровли. Ее громадные навесы держит скрытая металлическая конструкция — ради логики пространственной системы Райт жертвует логикой конструкций (что вряд ли допустил бы его «либер майстер» Салливен). Энергичностью формирования пространства, решительно очерченными массами, наконец, плотностью красно-коричневой цветовой гаммы дом этот приводит на память живопись Сезанна. Такой органичный образ создает Райт. Дом гармонирует с природой, кажется это неплохое место для прогулки с собакой бладхаунд.