вторник, 16 апреля 2013 г.

Великий кризис, начавшийся в 1929 го­ду, положил конец эре строительства кинодворцов



 Великий кризис, начавшийся в 1929 го­ду, положил конец эре строительства кинодворцов; конкуренция телевидения привела их к окончательному упадку. Громадные кинозалы ветшают и по­немногу исчезают из городской среды.
Но без них нельзя представить себе современную картину американского го­рода — не говоря уж о городе недав­него прошлого. В зрелищности небо­скребов 1920-х — начала 1930-х годов ясно ощутимо прямое эхо архитектурного громкоголосия кинодворцов, нечто от их намеренной вульгарности есть и в претенциозном облике официальных сооружений того времени. Мелодрама­тическое «сверх-барокко» соборов кинозрелища послужило, по-видимому, об­разцом и тех агрессивных преувеличенностей, которые появлялись в «серьез­ной» архитектуре 1960-х — начала 1970-х годов (как, например, в одном из ее прославленных произведений —административном здании в Бостоне Пола Ру­дольфа).
Архитектура служит американской массовой культуре, не только создавая образы, поражающие сознание среднего потребителя. Разветвленная система мифов массовой культуры сложилась и вокруг идеи домашнего очага, собствен­ного дома как «точки опоры», прибежища среди полной противоречий жизни. Мифы эти накладываются на исстари развивающиеся в США антиурбанистические концепции, восходящие к Т. Джефферсону, мечтавшему о республике мелких землевладельцев, основанной на «естественном праве», и к Р. Эмерсону, с его романтической утопией жизни наедине с природой.