пятница, 12 апреля 2013 г.

«Архитектура выбора»




В эклектике, которую американцы называют «архитектурой выбора», устано­вились связи между функциональной задачей и стилистическим «облачением» здания. Казалось, что уже сам акт выбора стиля наделен некой содержатель­ностью.
В этом получил своеобразное отражение американский практицизм. Очень характерны работы одного из крупнейших архитектурных офисов США 1920—1930-х годов, возглавлявшегося Альбертом Каном (1869—1942). Здесь про­ектировались многие крупные промышленные предприятия для США и Европы (Кан принимал участие и в проектировании некоторых заводов, строившихся в СССР в годы первых пятилеток). Такие объекты Кан относил к категории чисто утилитарных. Их облик должен был ясно выражать четко организованную техно­логию и рациональность конструкций; соответственно язык форм основывался на опыте европейской «функциональной» архитектуры, использованном с разма­хом и смелостью. Построенные в 1936—1937 годах цеха заводов Крайслера в
Уоррене, близ Детройта, с их характер­ным силуэтом, образованным световыми фонарями, и лаконичностью контрастов громадных плоскостей бетона и стекла на тонких оболочках фасадов принадле­жат к наиболее выразительным произ­ведениям рационалистической архитек­туры. Но к зданиям иных типов Кан при­лагал иные мерки. Громадный 17-этаж­ный офис компании «Дженерал-моторс» в Детройте (1920) он спроектировал, следуя псевдоклассической формуле, особняки промышленных магнатов в ок­рестностях этого «автограда» строил в «тюдоровском» стиле, библиотеке в Анн-Арборе, Мичиган (1923), придал хо­лодные псевдоренессансные формы. Функциональная специализация стили­стических форм характерна и для аме­риканской архитектуры первых десяти­летий XX века в целом.