понедельник, 22 апреля 2013 г.

Вилла «Над водопадом»



Вилла «Над водопадом» явила собой предел сознательной индивидуализации произведения архитектуры. Ее компози­ция основана на необычном и исключи­тельном — особенностях «невозможно­го» места, эксцентричных желаниях ме- цената-владельца.
Но у Райта находили отклик и призывы функционалистов — искать типическое, предназначенное для удовлетворения массовых потребностей.
Сравнительно обширное пространство «типично американского» дома, со­зданного Райтом, развертывалось в одном уровне, на плоской плите, в которую встроены устройства отопления. Интерьеры, как в романтической охотничьей хижине, отделывались деревом, сохраняющим естественную поверхность, и красным кирпичом. В композиции господствовала кровля, плоская или скатная, с большими свесами — символ «крова». Помещения дневного пребывания семьи объединялись в единую пространственную систему, куда вливалось и «рабочее пространство» кухни. Кирпичный массив, связывающий камин и кухню — символ домашнего очага, — служил статичным ядром дома и основой физической устойчивости его легких конструкций. Райт делал все, чтобы смягчить зритель­
ное восприятие границы между общей жилой комнатой и внешним пространст­вом. В то же время большие глухие по­верхности создавали ощущение уюта и защищенности жилища. Узкая полоска верхне-бокового света, однако, отрезала глухие наружные стены от кровли, от­крытой в интерьер. Покрытие как бы парило в лучах света, зрительно раство­ряющих тонкие несущие стойки. Среди наиболее удачных построек такого ро­да— первый дом Г. Джекобса близ Мэ­дисона, Висконсин (1937), и дом Уинклер и Гёч в Окемосе, Мичиган (1939).