воскресенье, 28 апреля 2013 г.

Внутренние пространства райтовских «домов прерий»




Внутренние пространства райтовских «домов прерий» свободно «перетекают» одно в другое. Окнами, образующими непрерывные горизонтальные полосы, системой террас и лоджий, огромными свесами кровель интерьер связывается с внешней средой. Замкнутость помещений нарушена, вместо цепи закончен­ных в себе, изолированных пространств создана единая система.
Эти постройки - невелики, их композиция основывается на своеобразном истолковании идеа­ла бытового уклада буржуазной семьи. Но Райт стремится воплотить в них идею, значение которой выходит за пределы конкретного типа здания. Вот как он сам говорит о том новом, что внес в архитектуру: «Прежде всего — новое понима­ние пространства как реальности здания, из чего следует внешняя форма, ре­зультат этого нового понимания пространства... Затем — свободный план; вме­сто здания, представляющего собой набор коробок в коробках, план становил­ся все более и более открытым. . . Внешнее пространство все более входило внутрь, а интерьер все больше открывался наружу». Возникала архитектура, осознаваемая прежде всего как ограниченное, организованное пространство.
 В одном из крупных зданий, построенных тогда Райтом, офисе фирмы Ларкина в Буффало (1904), новые идеи организации архитектурного пространства реализованы с особенной прямотой. Объем, массивный извне, внутри прорезан высоким залом со стеклянной кровлей. Ряды мощных столбов, обрамляющие зэл, напоминают о фасадах салливеновских офисов; они несут открытые к Центральному пространству ярусы этажей, на которых располагаются конторские помещения. Важной частью здания были могучие пустотелые пилоны, внутри которых Райт объединил лестницы и лифты. Такое выявление коммуникации, выделенных в компактные шахты, было новой идеей, оказавшей влия­ние на архитектуру следующих десятилетий. Возникла форма, несущая суровый агрессивный образ наступающего машинного века. Интерьер производил впе­чатление «чрева» некоего гигантского механизма.