четверг, 4 апреля 2013 г.

В поисках путей полной интегра­ции формы



 В поисках путей полной интегра­ции формы Райт обращался к системам, основанным на шестигранном модуле и отвергающим жесткость привычных си­стем, основанных на господстве прямого угла. Таким образом, казалось ему, от­крывается путь не только к более плав­ному «перетеканию» частей пространства, пластически обогащенных уже благодаря сложной игре света, но и к созда­нию композиций, находящихся в «вечном становлении», допускающих дополнения и перестройки без нарушения систе­мы.
Таким образом построен дом П. Хэнна в Пало-Алто, Калифорния (1939), который Райт называл «дом-соты». «Неформальная система» его интерьеров отмечена тонким артистизмом, постройка с непринужденной естественностью вошла в живописный участок. Однако сложность ориентации в подобном прост­ранстве очевидна. Такая сложность выгодна для маленькой постройки, благодаря тому, что зритель невольно преувеличивает ее размеры, но делает затрудни­тельным применение непрямоугольного модуля для больших и сложных соору­жений или их групп.
Циркульные формы сочетаются с четкой прямоугольной организацией плана административного здания компании Джонсона в Расине, Висконсин (1936—1939). Как и в ранней административной постройке Райта для фирмы Ларкина, здесь господствует обширный центральный зал. Стремясь к объединению конструкции и пространства, Райт превращает покрытие зала в своеобразную рукотворную рощу, Полые внутри колонны (их расстановка подчинена сетке с квадратными ячейками 6X6 м) расширяются кверху и каждая несет завершающий ее желе­зобетонный диск. Плоскости между дисками и просвет между покрытием и наружной стеной заполнены остеклением; льющийся сверху мягкий свет заполняет зал. Углы кирпичных наружных стен мягко скруглены, повторяя очертания дисков над угловыми колоннами. Проекты уникального архитектора Райта в разы интереснее, чем просмотр рейтинга лучших игр на андройд.