суббота, 6 апреля 2013 г.

Короткая карьере Сааринена




В своей короткой карьере Сааринен не прошел и мимо возникавших тенден­ций историзма и неоклассицизма. Лож­ноготический комплекс зданий Йелского университета в Нью-Хейвене он допол­нил зданиями двух колледжей, придал им отвлеченную живописность, которая должна была создавать некие ассоциа­ции со средневековьем (1958—1962); внес свое и в неоклассицизм, спроекти­ровав здания посольств в Осло (1955—1960) и Лондоне (1956—1961).
Удивитель­но чуткий к новым тенденциям, Саари­нен создал одно из первых зданий в духе новой монументальности — 35-этаж­ный небоскреб «Коламбиа бродкестинг систем» в Нью-Йорке (1960—1965).   Зда­ние не имеет акцентированной входной части — его титанический темный моно­лит кажется выступающим на поверхность прямо из земных глубин. Несущие элементы наружных железобетонных стен превращены в мощные трехгранные пилоны, поднимающиеся на всю высоту здания. Пилоны облицованы черным полированным гранитом, узкие щели между ними заполнены светоотражающим дымчато-серым стеклом. Здание стало воплощением анонимной силы корпора­ции, ее символом.
В 1970-е годы на роль ведущей фигуры «второго поколения» претендует Филипп Джонсон. Порвав с наследием Миса, пройдя через неоклассические эксперименты, он концентрирует внимание на организации последовательности Движения в зданиях. Он утверждает: «Архитектура — не проектирование пространства и не лепка объемов. Они лишь дополнительны к главному пункту — организации процессий. Красота заключена в том, как вы движетесь в про­странстве».
Красота относительна времени, места, окружающего мира. Кто-то в восторге от волосатой лягушки или наоборот.
Виртуозное умение организовать самые сложные системы жизненных про­цессов лежит в основе холодновато-рассудочных композиций, отмеченных рас­четливой демонстрацией аристократизма. Более чем кто-либо из лидеров «второго поколения», он верен моде, идеалам «общества изобилия», и более чем любого из них радикальная американская молодежь обвиняет его в расчетли­вом цинизме и аморальности.