суббота, 18 мая 2013 г.

Замысел Линкольн-центра



 Замысел Линкольн-центра — сосредоточение однородных культурных учреж­дений в одном комплексе — порожден потребительской культурой, создающей Центры, где должна предлагаться, рекламироваться и потребляться культура по прямой аналогии с торговыми центрами.
Здесь используется та же тактика массированного воздействия на психологию потребителя, что и в крупных тор­говых центрах. Трудно представить себе человека, посещающего четыре-пять спектаклей и концертов за один вечер. Концентрация создает импозантный «имидж».
 Создание Линкольн-центра имело немедленным результатом повышение престижности всего окружающего района, а вместе с тем — повышение цен на строительные участки, лихорадку спекулятивного строительства, вытеснение людей с низким уровнем дохода в другие зоны
 Линкольн-центр (а точнее — его неоклассическая архитектурная упаковка) стал образцом для многих подражаний. Одно из них — площадь Л'Анфана в Вашингтоне (фирма Йонг-Минг Пея, 1969—1972). По сторонам ее симметрич­ного прямоугольника с непременным фонтаном посредине расставлены два семиэтажных административных здания и одиннадцатиэтажная гостиница, замы­кающая главную ось. Реминисценции классицизма здесь определяют прежде всего общую систему и ощутимы в ордерном ритме фланговых построек и мо­нументальности массивной решетки-витража, в которую превращен центр фа­сада гостиницы. Схожая, но несколько более угрюмая монументальность стала характерна для построек федерального правительства в Вашингтоне, сооружен­ных за последние годы. Примером могут служить соседствующие с площадью Л'Анфана корпуса «Форрестол-билдинг», принадлежащего министерству обо­роны США (1969, фирма Куртис и Дэвис). Использование близких по характеру форм для нового здания ФБР на Пенсильвания-авеню (1975, фирма Мэрфи) дало критике повод отметить возникновение «субимперского стиля», ветви нео­классицизма, прославляющей силу не индивидуумов, но бюрократического ме­ханизма.