понедельник, 20 мая 2013 г.

Здание музея Гуггенхейма в Нью-Йорке



Здание музея Гуггенхейма в Нью-Йорке.
 Отношения между зданием и окружением принципиально отличны от тех, к которым Райт стремился, создавая постройки вне города. Если вилла «Над водопадом» кажется прежде всего художественным воплощением духа места, то музей враждебно противопоставлен примыкающим плотно застроен­ным городским кварталам.
Эта противоположность — результат не изменений во взглядах архитектора, а неприятия им больших городов вообще и Нью-Йорка — в особенности. Композиция музея замкнута, обращена в себя. Форма мо­нолитной внешней оболочки, разрывающей многокилометровый ряд одинако­вых домов, одинаковых окон, агрессивна к своему окружению. Райт тем самым дал пример отношения к нежелательной среде, имевший достаточно широкий отклик.
 
С большой решительностью подобную обращенную в себя систему использо­вал в здании музея Уитни в центре Нью-Йорка, построенном в 1963—1966 годах, Марсель Брейер (род. 1902). Нарочито угловатый, резко ограненный массив зда­ния перевернутым зиккуратом тяжело нависает над Медисон-авеню. Внутри сформирована среда, полностью отде­ленная от внешнего мира. Немногочис­ленные окна в сильно выступающих об­рамлениях не дают света; они имеют значение лишь пластического мотива, обогащающего поверхности объема, ка­жущегося монолитом. От улицы зда­ние отделяет глубокий ров, в котором устроен дворик для скульптуры. Брейер, едва ли не единственный из выпускни­ков знаменитого Баухауза, занявший вид­ное место в архитектуре, был в числе создателей современного дизайна. Пе­реехав в США вместе с Гропиусом, он стал выполнять крупные архитектурные заказы. Однако дизайнерский опыт тяго­теет над его творческой манерой и спроектированные им монументальные постройки часто выглядят как много­кратно увеличенная мебель или короб­ки телевизоров. Такое ощущение вы­зывает и музей Уитни.