среда, 22 мая 2013 г.

Здание музея Гуггенхейма




Здание музея Гуггенхейма в Нью-Йорке стало завершающим аккордом вто­рой творческой жизни Райта (проект 1943—1946, строительство 1956—1959). Глав­ный объем формируется спиральным пандусом, охватывающим перекрытый про­зрачным куполом световой дворик, который пронизывает здание по всей высо­те, Наружное ограждение бетонной спирали служит для размещения экспозиции, вдоль которой спускаются поднятые наверх лифтом посетители.
Цельности нерасчлененного внутреннего пространства отвечает здесь однородность «теку­чей» формы его ограждения, воплощающая райтовскую идею пластичности как непрерывности. Ничем не нарушенная однородность фактуры и белизна бетон­ных поверхностей необычны для Райта. Но ничто не должно отвлекать от вос­приятия столь принципиально и решительно заявленной идеи пространственной структуры. Галерея-пандус — воплощенная мечта о бесконечном движении и пространстве, постоянно получающем продолжение, мечта, осуществленная вопреки всему (в большой мере — и вопреки функции музея). Напряженная, экстатическая театральность грандиозного интерьера уже предвещает тен­денцию, ярко определившуюся в американской архитектуре к концу 1960-х годов.