пятница, 24 мая 2013 г.

Здания Миса



Здания Миса им­понировали американскому пристрастию к техническому совершенству, а их неизменная симметричность и дух универсальности удовлетворяли инстинктив­ное влечение среднего американца к проверенному и классическому. Первые стеклянные призмы казались воплощением порядка в сумбурной, хаотичной сре­де американских городов.

 Но в  «универсальной форме» Мис ван дер Роэ лидеры американской политики, разрабатывавшие стратегию культурной экспансии, увидели и нечто, более для них существенное — средство продвижения идеи «интеграции Запада» в ев­ропейские страны. Вульгарные стереотипы массовой культуры, привлекавшие американского обывателя, чуждого традиции, не могли иметь успеха в Европе. Творчество Мис ван дер Роэ, выросшее из европейской культуры, связанное с передовой американской техникой и в равной мере отвлеченное от любой кон­кретности— национальной и культурной,— могло казаться символом идей космополитизма, «стирания границ». Архитектура Мис ван дер Роэ создавалась как овеществленная философская доктрина, которую творил замкнутый, углублен­ный в работу мастер. Но в наше время никому не дано оставаться в стороне от противоречий жизни, от борьбы идей. В начале 50-х годов произведения Миса подхватил шумный вихрь рекламы; замкнутый мир стеклянных кристаллов ока­зался нарушен.
Имя и творчество Мис ван дер Роэ использовали в целях «большой политики» и «большого бизнеса»— и равнодушно забыли, когда изменились методы поли­тической игры.