среда, 5 июня 2013 г.

Творчество Ээро Сааринена



 Методы и ценности ранее всего определи­лись в творчестве Ээро Сааринена (сына осевшего в Кранбруке, Мичиган, после успеха на конкурсе «Чикаго трибюн» финского архитектора Элиела Сааринена), многократно заявлявшего, что его интересует лишь архитектура, обладающая образностью искусства.
Он начал самостоятельный творческий путь, создав ком­плекс технического центра компании «Дженерал-моторс» в Уоррене, Мичиган (1948—1956). В этом «индустриальном Версале» повторен прием пространствен­ной организации, использованный Мис ван дер Роэ для Иллинойского техноло­гического института, причем растворение в реальном пространстве системы от­дельно стоящих объемов, столь четкой на чертеже, здесь ощутимо с еще большей очевидностью. Формальный язык Миса служил для Сааринена основой и при проектировании зданий. Он стре­мился обогатить его использованием цвета, придать ему гибкость, широту мо­дуляций. Чтобы расширить «словарь» этого языка, он эстетически организовы­вает формы инженерного оборудования, создавая на их основе лаконичные сим­волы (характерные примеры: корпус ис­пытания моторов, перед фасадом кото­рого ряд вентиляционных устройств выстроен в подобие колоннады, водо­напорная башня, превращенная в свер­кающий сплюснутый шар из полирован­ной стали, как бы витающий над зерка­лом бассейна). Сааринен сумел найти индивидуальные ноты в жестких рамках догмы, но он понял, что этот путь не может иметь продолжения.