вторник, 11 июня 2013 г.

Офис компании «IBM» в Чикаго



 Мис ван дер Роэ, десятилетиями сохраняя верность одним и тем же средствам выразительно­сти, последовательно и целеустремленно работал над ними. Почти так же, как в долгом диалоге между человеком и камнем рождалась готика, в медленном совершенствовании складывался формальный язык Миса, язык стальных каркасных структур.
Последнее здание, осуществленное по его проекту уже после смерти мастера, — офис компании «IBM» в Чикаго (1973) — свидетельствует, что Мис ван дер Роэ до конца шел по намеченному пути. Про­стота его построек — полная скрытых напряжений простота кристалла, который может внезапно рассыпаться от легкого прикосновения, взорванный освобожде­нием внутренне уравновешенных сил. Эта простота обманчива; форма его по­строек не переводима на язык стандарта. Индивидуальность сложных пропор­циональных систем дополняется индивидуальностью тонкой профилировки де­талей, незаметными на первый взгляд отклонениями от простоты механического ритма. Они выделяются среди окружающих построек спокойной гармонией, свойственной подлинно высокому искусству, — тем, чем не обладают работы подражателей.

Первоначальный успех столь сложного для восприятия и противоречивого мастера был обеспечен близостью его произведений — по-видимому, случай­ной —американской традиции. В его постройках есть нечто от рациональной ясности формы домов колониальной Америки, с их тонкой и плоской оболочкой на скелете-каркасе, суховато элегантными деталями и сдержанной простотой. Будучи по самой природе своей точно отлаженными вещами, здания Миса им­понировали американскому пристрастию к техническому совершенству, а их неизменная симметричность и дух универсальности удовлетворяли инстинктив­ное влечение среднего американца к проверенному и классическому. Первые стеклянные призмы казались воплощением порядка в сумбурной, хаотичной сре­де американских городов.